Детство и юность
Людмила Рюмина родилась в Воронеже 28 августа 1949 года. О детстве певица почти ничего не рассказывала. Ранние годы прошли в селе Вязовом, расположенном в 60 км от Липецка, где родились родители, которые были обычными тружениками. Дом был настолько маленьким, что не нашлось места для детской кроватки, и первым спальным местом малышки стало корыто, поставленное на печку. Впоследствии Люда не раз приезжала на каникулы в село, где проживало много родственников.
У нее была старшая сестра Лариса, работавшая экономистом. Коллеги пригласили ее на день рождения и отравили, чтобы она не сообщила начальству об обнаруженных в документах приписках. 27-летняя девушка умерла в больнице на руках матери и Людмилы.
Бедность и суровые условия проживания в детстве не озлобили девочку, а лишь укрепили волю. Она с младых лет отличалась бойким характером и упорно добивалась поставленных целей. Также очень любила петь, и это отмечали многие, кто ее знал. Дядя Василий (брат матери), был художником и разглядел что-то интересное в первых рисунках ребенка. Он посоветовал отдать ее в художественную школу, где она постигала азы ремесла профессионального художника.
Людмила Рюмина в молодости
Отрывок, характеризующий Рюмина, Людмила Георгиевна
– Да, что, увольте, г’афиня, – говорил Денисов. – Ну, полно, Вася, – сказал Николай. – Точно кота Ваську угова’ивают, – шутя сказал Денисов. – Целый вечер вам буду петь, – сказала Наташа. – Волшебница всё со мной сделает! – сказал Денисов и отстегнул саблю. Он вышел из за стульев, крепко взял за руку свою даму, приподнял голову и отставил ногу, ожидая такта. Только на коне и в мазурке не видно было маленького роста Денисова, и он представлялся тем самым молодцом, каким он сам себя чувствовал. Выждав такт, он с боку, победоносно и шутливо, взглянул на свою даму, неожиданно пристукнул одной ногой и, как мячик, упруго отскочил от пола и полетел вдоль по кругу, увлекая за собой свою даму. Он не слышно летел половину залы на одной ноге, и, казалось, не видел стоявших перед ним стульев и прямо несся на них; но вдруг, прищелкнув шпорами и расставив ноги, останавливался на каблуках, стоял так секунду, с грохотом шпор стучал на одном месте ногами, быстро вертелся и, левой ногой подщелкивая правую, опять летел по кругу. Наташа угадывала то, что он намерен был сделать, и, сама не зная как, следила за ним – отдаваясь ему. То он кружил ее, то на правой, то на левой руке, то падая на колена, обводил ее вокруг себя, и опять вскакивал и пускался вперед с такой стремительностью, как будто он намерен был, не переводя духа, перебежать через все комнаты; то вдруг опять останавливался и делал опять новое и неожиданное колено. Когда он, бойко закружив даму перед ее местом, щелкнул шпорой, кланяясь перед ней, Наташа даже не присела ему. Она с недоуменьем уставила на него глаза, улыбаясь, как будто не узнавая его. – Что ж это такое? – проговорила она. Несмотря на то, что Иогель не признавал эту мазурку настоящей, все были восхищены мастерством Денисова, беспрестанно стали выбирать его, и старики, улыбаясь, стали разговаривать про Польшу и про доброе старое время. Денисов, раскрасневшись от мазурки и отираясь платком, подсел к Наташе и весь бал не отходил от нее. Два дня после этого, Ростов не видал Долохова у своих и не заставал его дома; на третий день он получил от него записку. «Так как я в доме у вас бывать более не намерен по известным тебе причинам и еду в армию, то нынче вечером я даю моим приятелям прощальную пирушку – приезжай в английскую гостинницу». Ростов в 10 м часу, из театра, где он был вместе с своими и Денисовым, приехал в назначенный день в английскую гостинницу. Его тотчас же провели в лучшее помещение гостинницы, занятое на эту ночь Долоховым. Человек двадцать толпилось около стола, перед которым между двумя свечами сидел Долохов. На столе лежало золото и ассигнации, и Долохов метал банк. После предложения и отказа Сони, Николай еще не видался с ним и испытывал замешательство при мысли о том, как они свидятся. Светлый холодный взгляд Долохова встретил Ростова еще у двери, как будто он давно ждал его. – Давно не видались, – сказал он, – спасибо, что приехал. Вот только домечу, и явится Илюшка с хором. – Я к тебе заезжал, – сказал Ростов, краснея. Долохов не отвечал ему. – Можешь поставить, – сказал он. Ростов вспомнил в эту минуту странный разговор, который он имел раз с Долоховым. – «Играть на счастие могут только дураки», сказал тогда Долохов. – Или ты боишься со мной играть? – сказал теперь Долохов, как будто угадав мысль Ростова, и улыбнулся. Из за улыбки его Ростов увидал в нем то настроение духа, которое было у него во время обеда в клубе и вообще в те времена, когда, как бы соскучившись ежедневной жизнью, Долохов чувствовал необходимость каким нибудь странным, большей частью жестоким, поступком выходить из нее. Ростову стало неловко; он искал и не находил в уме своем шутки, которая ответила бы на слова Долохова. Но прежде, чем он успел это сделать, Долохов, глядя прямо в лицо Ростову, медленно и с расстановкой, так, что все могли слышать, сказал ему: – А помнишь, мы говорили с тобой про игру… дурак, кто на счастье хочет играть; играть надо наверное, а я хочу попробовать. «Попробовать на счастие, или наверное?» подумал Ростов. – Да и лучше не играй, – прибавил он, и треснув разорванной колодой, прибавил: – Банк, господа! Придвинув вперед деньги, Долохов приготовился метать. Ростов сел подле него и сначала не играл. Долохов взглядывал на него. – Что ж не играешь? – сказал Долохов. И странно, Николай почувствовал необходимость взять карту, поставить на нее незначительный куш и начать игру. – Со мной денег нет, – сказал Ростов. – Поверю! Ростов поставил 5 рублей на карту и проиграл, поставил еще и опять проиграл. Долохов убил, т. е. выиграл десять карт сряду у Ростова. – Господа, – сказал он, прометав несколько времени, – прошу класть деньги на карты, а то я могу спутаться в счетах. Один из игроков сказал, что, он надеется, ему можно поверить. – Поверить можно, но боюсь спутаться; прошу класть деньги на карты, – отвечал Долохов. – Ты не стесняйся, мы с тобой сочтемся, – прибавил он Ростову. Игра продолжалась: лакей, не переставая, разносил шампанское. Все карты Ростова бились, и на него было написано до 800 т рублей. Он надписал было над одной картой 800 т рублей, но в то время, как ему подавали шампанское, он раздумал и написал опять обыкновенный куш, двадцать рублей. – Оставь, – сказал Долохов, хотя он, казалось, и не смотрел на Ростова, – скорее отыграешься. Другим даю, а тебе бью. Или ты меня боишься? – повторил он. Ростов повиновался, оставил написанные 800 и поставил семерку червей с оторванным уголком, которую он поднял с земли. Он хорошо ее после помнил. Он поставил семерку червей, надписав над ней отломанным мелком 800, круглыми, прямыми цифрами; выпил поданный стакан согревшегося шампанского, улыбнулся на слова Долохова, и с замиранием сердца ожидая семерки, стал смотреть на руки Долохова, державшего колоду. Выигрыш или проигрыш этой семерки червей означал многое для Ростова. В Воскресенье на прошлой неделе граф Илья Андреич дал своему сыну 2 000 рублей, и он, никогда не любивший говорить о денежных затруднениях, сказал ему, что деньги эти были последние до мая, и что потому он просил сына быть на этот раз поэкономнее. Николай сказал, что ему и это слишком много, и что он дает честное слово не брать больше денег до весны. Теперь из этих денег оставалось 1 200 рублей. Стало быть, семерка червей означала не только проигрыш 1 600 рублей, но и необходимость изменения данному слову. Он с замиранием сердца смотрел на руки Долохова и думал: «Ну, скорей, дай мне эту карту, и я беру фуражку, уезжаю домой ужинать с Денисовым, Наташей и Соней, и уж верно никогда в руках моих не будет карты». В эту минуту домашняя жизнь его, шуточки с Петей, разговоры с Соней, дуэты с Наташей, пикет с отцом и даже спокойная постель в Поварском доме, с такою силою, ясностью и прелестью представились ему, как будто всё это было давно прошедшее, потерянное и неоцененное счастье. Он не мог допустить, чтобы глупая случайность, заставив семерку лечь прежде на право, чем на лево, могла бы лишить его всего этого вновь понятого, вновь освещенного счастья и повергнуть его в пучину еще неиспытанного и неопределенного несчастия. Это не могло быть, но он всё таки ожидал с замиранием движения рук Долохова. Ширококостые, красноватые руки эти с волосами, видневшимися из под рубашки, положили колоду карт, и взялись за подаваемый стакан и трубку. – Так ты не боишься со мной играть? – повторил Долохов, и, как будто для того, чтобы рассказать веселую историю, он положил карты, опрокинулся на спинку стула и медлительно с улыбкой стал рассказывать: – Да, господа, мне говорили, что в Москве распущен слух, будто я шулер, поэтому советую вам быть со мной осторожнее. – Ну, мечи же! – сказал Ростов. – Ох, московские тетушки! – сказал Долохов и с улыбкой взялся за карты. – Ааах! – чуть не крикнул Ростов, поднимая обе руки к волосам. Семерка, которая была нужна ему, уже лежала вверху, первой картой в колоде. Он проиграл больше того, что мог заплатить. – Однако ты не зарывайся, – сказал Долохов, мельком взглянув на Ростова, и продолжая метать. Через полтора часа времени большинство игроков уже шутя смотрели на свою собственную игру. Вся игра сосредоточилась на одном Ростове. Вместо тысячи шестисот рублей за ним была записана длинная колонна цифр, которую он считал до десятой тысячи, но которая теперь, как он смутно предполагал, возвысилась уже до пятнадцати тысяч. В сущности запись уже превышала двадцать тысяч рублей. Долохов уже не слушал и не рассказывал историй; он следил за каждым движением рук Ростова и бегло оглядывал изредка свою запись за ним. Он решил продолжать игру до тех пор, пока запись эта не возрастет до сорока трех тысяч. Число это было им выбрано потому, что сорок три составляло сумму сложенных его годов с годами Сони. Ростов, опершись головою на обе руки, сидел перед исписанным, залитым вином, заваленным картами столом. Одно мучительное впечатление не оставляло его: эти ширококостые, красноватые руки с волосами, видневшимися из под рубашки, эти руки, которые он любил и ненавидел, держали его в своей власти. «Шестьсот рублей, туз, угол, девятка… отыграться невозможно!… И как бы весело было дома… Валет на пе… это не может быть!… И зачем же он это делает со мной?…» думал и вспоминал Ростов. Иногда он ставил большую карту; но Долохов отказывался бить её, и сам назначал куш. Николай покорялся ему, и то молился Богу, как он молился на поле сражения на Амштетенском мосту; то загадывал, что та карта, которая первая попадется ему в руку из кучи изогнутых карт под столом, та спасет его; то рассчитывал, сколько было шнурков на его куртке и с столькими же очками карту пытался ставить на весь проигрыш, то за помощью оглядывался на других играющих, то вглядывался в холодное теперь лицо Долохова, и старался проникнуть, что в нем делалось.
Творческий период
- 1966 – После окончания школы устроилась в городской комбинат художником-оформителем. Работа заключалась в разработке эскизов с детальной проработкой мельчайших деталей узоров и орнаментов. Опыт работы по этой специальности очень пригодился в дальнейшем для разработки концертных костюмов.
- Август 1967 – Коллектив «Воронежских девчат» однажды заказал на комбинате кокошники, необходимые для выступлений. Руководство поручило Людмиле выполнять заказ, а заказчику сообщило, что исполнитель пела в художественной самодеятельности. Ее прослушали и пригласили работать в ансамбль, но работу по заказу на головные уборы она успела закончить. С «Воронежскими девчатами» она потом объездила весь Советский Союз.
- 1971 – На гастролях в Югославии на концерте девушек присутствовал сербский композитор и певец Джордже Марьянович. Он услышал, как Рюмина запевала одну из песен и посоветовал ей выступать одной, без хора. Она и раньше задумывалась над тем, чтобы получить музыкальное образование и стать солисткой. Возвратившись после гастрольного тура в Москву, поступила в училище Иполлитова-Иванова на курс к солистке хора им. Пятницкого Валентины Кладниной, музыканту с большим педагогическим стажем.
- 1974 – Проучившись 3 года вместо требуемых 4-х, окончила училище экстерном. Направили работать в музыкальную школу Фрязино, где Рюмина руководила детским народным хором.
- 1975 – Прошла пробу к фильму «Мужики», в котором должна была сыграть роль супруги друга главного персонажа киноленты. Нужно было петь за свадебным столом.
- 1976 – Стала солисткой Москонцерта, и на съемки не отпустили, приказав ехать в Сочи на гастроли.
- 1978 – Желая приобрести более глубокие знания, поступила в «Гнесинку» к Народной артистке СССР Н.К. Мешко. Изучала различные манеры исполнения, на основании которых разрабатывала этнографические программы, включающие песенное творчество разных субъектов РСФСР. Учиться было интересно, и певица окончила училище с красным дипломом.
- 1981 – Вместе с Р. Паулсом получила премию Ленинского комсомола.
- 1982-1987 – Трижды была финалисткой «Песни года» с композициями «Цветы России», «Красота твоя», «Ты все молчишь».
- 1983 – Объездив много стран, поняла, что исполнение народной песни, помимо грамотного вокала, требует соответствующей актерской подачи. Принимая участие в различных Правительственных программах, часто пересекалась с И.Г. Шароевым, возглавлявшим в ГИТИСе кафедру эстрадного искусства, который убедил певицу получить режиссерское образование.
- Вскоре поступила в ГИТИС, причем сразу на 3-й курс. Впоследствии утверждала, что без этого образования не смогла бы узнать столько важных секретов воздействия на публику, а также руководить фольклорным центром, грамотно составлять концертные программы.
- 1984-2007 – Вышло 20 дисков Рюминой, среди которых «Олень Золотые Рога», «Деревенское танго», «Москва златоглавая», «Красный сарафан», «Москва красавица», «Миленький ты мой», «Вечерний звон», «Мой костер», «Белая сирень».
- 1991 – Получила звание Народной артистки РСФСР.
- 1999 – Утвержден проект фольклорного центра, но его открытия артистке пришлось добиваться 8 лет. Дело сдвинулось с мертвой точки при поддержке мэра российской столицы Ю. Лужкова.
- 2001-2003 – Организовывала новогодние представления в храме Христа Спасителя. Под ее руководством проводились и другие театрализованные представления в этом Храме (цикл «Суждено России возродиться»).
- 2007 – В открытом культурном фольклорном центре Людмила Георгиевна стала художественным руководителем и главным режиссером. Поставила, например, музыкальные спектакли «Огонек», «Славянская душа», «Школьные годы», «Любимая Россия».
- 2012 – Получила Ленинскую премию.
- 2014 – Выпустила альбом «Бабье лето».
- 2015 – Дала интервью Андрею Дементьеву для радиопередачи «Виражи времени», в котором рассказала о некоторых моментах своей биографии.
- 2016 – Узнала о том, что больна онкологическим заболеванием и в декабре прооперировалась. Перечислила на благоустройство Преображенского храма на малой родине 100 000 рублей.
- 2017 – Дала несколько концертов, но 6 августа ей стало настолько плохо, что пришлось лечь в больницу.
- 31 августа 2017 – Умерла в Боткинской больнице. Похоронили ее на Востряковском кладбище.
Дискография
- 2003 — [rumina.ru/?an=alb_16 «Эх, Масленица»]
- 2003 — [rumina.ru/?an=alb_07 «Мама, мамочка, мамуля»]
- 2003 — [rumina.ru/?an=alb_03 «Деревенское танго»]
- 2003 — [rumina.ru/?an=alb_05 «Красный сарафан»]
- 2003 — [rumina.ru/?an=alb_14 «Соловьем залетным»]
- 2004 — [rumina.ru/?an=alb_06 «Любо!»]
- 2004 — [rumina.ru/?an=alb_04 «Живи, Россия»]
- 2004 — [rumina.ru/?an=alb_08 «Миленький ты мой»]
- 2005 — [rumina.ru/?an=alb_10 «Москва — Красавица»]
- 2005 — [rumina.ru/?an=alb_12 «С чего начинается Родина»]
- 2005 — [rumina.ru/?an=alb_11 «Нам нужна одна Победа!»]
- 2005 — [rumina.ru/?an=alb_15 «Цветы России»]
- 2005 — [rumina.ru/?an=alb_09 «Мой костер»]
- 2005 — [rumina.ru/?an=alb_02 «Вечерний звон»]
- 2006 — [rumina.ru/?an=alb_13 «Славянская душа»]
- 2007 — [rumina.ru/?an=alb_01 «Белая сирень»]
Личная жизнь
Главным в жизни артистки всегда была работа, но она не хотела сплетен, видела выяснения отношений на репетициях и скандалы, сопровождающие служебные романы. Поэтому не имела любовных отношений с коллегами. Но мужчины были в ее жизни. Она сообщала о двух любимых, которые были ей под стать, – красивые, умные и известные. Один был актером, загруженным съемками, репетициями и гастролями. Другой – спортсменом, ездящим на соревнования в разные страны и получавшим там медали. Постоянные разъезды разлучали влюбленных, порой они не виделись по 2-3 месяца. Чувства без постоянной подпитки остывали, человек становился чужим. Рюмина не считала физиологию в отношениях главной, а сильной духовной связи не возникало.
Не раз артистка жалела, что не могла иметь детей. В молодости ее сбил легковой автомобиль на пешеходном переходе и протащил 6 метров по асфальту. Женщина чудом выжила, но внутренние травмы оказались настолько серьезными, что стать матерью она так и не смогла.
Но все-таки муж у певицы появился. Он был простым водителем с автобазы, и свои отношения пара не выставляла напоказ. Но, появляясь вместе на встречах и вечерах, они привлекали внимание тем, что гармонично смотрелись вместе. Супруг оказывал поддержку в проведении концертов и творческих вечеров. Именно о нем говорила племянница и крестная дочь Рюминой Лариса после смерти артистки в телепрограмме «Ты не поверишь!».
Примечания
- Умерла народная артистка России Людмила Рюмина /ТАСС, 31.08.2017/
- Похороны Людмилы Рюминой /24-Сегодня-Новости России, 31.08.2017/
- Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 декабря 1985 года «О присвоении почётного звания „Заслуженный артист РСФСР“ Рюминой Л. Г.»
- Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 20 мая 1991 года «О присвоении почётного звания „Народный артист РСФСР“ Рюминой Л. Г.»
- Распоряжение Правительства Москвы Премьера от 16 октября 2000 года № 1026-РП «Об установке памятного знака на „Площади звёзд“ в г. Москве Л. Рюминой»
- Указ Президента Российской Федерации от 3 ноября 2000 года № 1828 «О награждении орденом Почёта Рюминой Л. Г.»
- Указ Президента Российской Федерации от 25 июля 2007 года № 947 «О награждении государственными наградами Российской Федерации»
- Распоряжение Правительства Москвы от 17 августа 2009 года № 1798-РП «О награждении Почетной грамотой Правительства Москвы»
- Указ Президента Российской Федерации от 25 октября 2014 года № 680 «О награждении государственными наградами Российской Федерации»