«Белая тайга», «Твой конвой», «Свеча уркагана»… кому из бывалых воров не были знакомы эти выражения? Но спетые проникновенным хрипловатым, каким-то «своим», голосом, они буквально взорвали блатной мир. Она была из того, другого мира, она была своей суровым людям с наколками и своими понятиями. Так считал и один из криминальных авторитетов, приехавший к ней домой сразу после «звонка» — забыв о воровских «приличиях», предложивший ей «руку и сердце». Это одна из многих красивых, но грустных историй в её красивой, но короткой… легенде.
Катя Огонек ― детство и юность
Кристина (Катя Огонек) появилась на свет в 1977 году на Кубани, в поселке Джубга, что находится недалеко от Черного моря. Семья была творческая, родители с детства приобщали дочку к искусству. Ее папа – музыкант, некоторое время сотрудничал с ансамблем «Самоцветы». Мама была ведущей танцовщицей в ансамбле им. Вирского.
Когда девочке было 6 лет, они переехали жить в Кисловодск, там она и пошла в школу. Девчонка росла настоящей пацанкой, училась плохо, дружила, в основном, с мальчишками. Их хулиганским проделкам не было числа, а однажды она даже сожгла классный журнал. Но все это ей сходило с рук, потому, что была школьной «артисткой», пела и танцевала в самодеятельности очень активно. А это дорогого стоит. Одновременно с обычной школой, девочка училась в музыкальной и хореографической, где проявились ее явные способности к музыке и танцам. Здесь она училась старательно и прилежно.
Кристина из Краснодарского края
Кристина Пенхасова (именно так звали певицу на самом деле) с детства отличалась артистизмом. Она посещала музыкальную школу, занималась танцами и пением. Кристина мечтала о большой сцене, поэтому после выпускного вечера сразу уехала из родного Краснодарского края в столицу. Пенхасовой повезло: звукозаписывающая организовала конкурс для исполнителей песен в жанре шансон. Кристина в конкурсе победила. Вскоре она стала известна всей стране под именем Катя Огонек. Что касается личной жизни, то певица рано вышла замуж и уже через 3 года совместной жизни рассталась с супругом. Больше официальных браков у Кати не было. Несколько лет она сожительствовала с боксером Леваном Каявой. В 2001 году Огонек родила гражданскому мужу дочь Леру. А через 6 лет Кати не стало.
Катя Огонек личная жизнь
Официально замужем артистка была один раз за своим другом детства. Их юношеская дружба переросла в любовь и после возвращения парня из армии, когда им было по 19 лет, они поженились. Но брак продлился только три года и пара развелась.
Потом были служебные романы и гражданские браки. Последним ее гражданским мужем стал бывший боксер Леван Коява. У них в 2001 году родилась дочка Валерия. В то время артистка много и плодотворно работала, гастролировала и не могла быть постоянно рядом с девочкой, поэтому Лера росла в семье Катиных родителей.
Валерия похожа на свою звездную маму не только внешне, но и сильным характером. Катя Огонек называла девочку «мой фитилек», и как будто передала ей свою жизненную эстафетную палочку.
Девушка выросла настоящей красавицей и пошла по стопам своей матери, стала певицей. Она тоже исполняет песни в стиле шансон и одну из них посвятила памяти мамы. Судьба благосклонна к ней, Лера успешно строит свою музыкальную жизнь. Продюсером девушки стала Елена Бейдер, активную поддержку ей оказывает актриса Людмила Шаронова. История в музыке Валерии Огонек только начинается.
Катя Огонек была скромным человеком, никакой звездной болезни за ней не наблюдалось. Ее музыкальные интересы были самыми широкими — от Лидии Руслановой и Стива Уандера до Эллы Фицджеральд. Свои предпочтения на эстраде Катя отдавала только сильным и ярким личностям. Она считала, что слабые люди могут легко потеряться и раствориться в жизни без следа и сама старалась быть сильной, наверное, поэтому занималась женским боксом.
Муж и дочка
Официально замужем Катя Огонек была один раз. О браке ничего не известно, кроме того, что после свадьбы Катя взяла фамилию супруга – Богданова, продлился он всего 3 года. С Леваном Коявом певица расписана не была, хотя в 2001 году подарила ему дочь Валерию. После смерти Огонек, девочку взяли на воспитание дедушка с бабушкой. Леван, по словам родителей Кати, почти не участвует в воспитании.
В 2021 году дочь королевы шансона Валерия взяла себе псевдоним Лера Огонек и, заручившись поддержкой Вячеслава Клименкова, выпустила свою первую песню, посвященную матери. Слушатели тепло встретили начинающую певицу, отметив, как она внешне и тембрально похожа на знаменитую мать. Клименков заявил, что Лера отлично подает материал и имеет шансы добиться успехов на сцене. В карьере начинающей исполнительнице помогает Ирина Круг.
Документальный фильм, посвященный памяти Кати Огонек:
Начало творчества ― почему шансон?
Еще совсем юной девушкой Кристина получила творческий опыт. Близкий друг их семьи поэт Александр Шаганов написал для нее несколько песен. Девочка их удачно исполнила, и был записан целый альбом. Большого успеха он не имел, а вот в своем желании петь исполнительница укрепилась твердо. Вскоре после окончания учебы, шестнадцатилетней, она переехала жить в столицу вместе с родителями.
Как вспоминала сама артистка, в Москве она очень быстро повзрослела, здесь впервые попробовала вино и сигареты. Вместе с Александром они сотрудничали несколько лет и записали альбом. В нем она исполняла попсовые песни и, иногда, шансон. Затем некоторое время выступала и была солисткой группы «10-А». Случай свел ее с самим Михаилом Таничем и его группой « Лесоповал». Но, как это часто бывает, сотрудничества не получилось, не сложились отношения.
Биография
Певица Катя Огонек (настоящее имя Кристина Пенхасова) известна в широких кругах как талантливая исполнительница шансона. За свою недолгую жизнь девушка издала несколько десятков сольных альбомов, а некоторые из ее песен стали едва ли не эталонами данного музыкального направления. Ее творчество — отголосок суровой действительности, тяжкого жизненного бремени, гнетущего человека изо дня в день до самой смерти. А высокое эмоциональное напряжение достигается хриплым надрывным вокалом, доносящим ее посыл к самим глубинам души.
Творческая жизнь Кати Огонек началась в юном возрасте, сразу по окончании школы. По приглашению друга семьи музыканта Александра Шаганова девушка перебралась в Москву, где уже через несколько лет выиграла в конкурсе исполнителей шансона и выпустила несколько альбомов. Тогда же началась и гастрольная деятельность. Признание, разумеется, пришло не сразу, но вскоре молодой шансонье заинтересовались и продюсеры, и коллеги.
Катя Огонек с дочерью Лерой и мужем Левоном
Пик взлета музыкальной карьеры Кати Огонек пришелся на 2000-е гг. Ее песни буквально захватили эфир ведущих радиостанций страны. Однако «звездной болезни» не последовало. По свидетельствам друзей, девушка по-прежнему оставалась искренней и душевной и все так же остро реагирующей на несправедливость. В процессе своей деятельности певице доводилось сотрудничать со многими выдающимися шансонье: Александром Шагановым, Михаилом Таничем, Владимиром Окуневым и другими. Незадолго до смерти Кати Огонек планировалась запись дуэта с Вилли Токаревым, которая, увы, не успела состояться. Не успели закончить и последний альбом…
Победительница «Шансон-95»
В 1995 году на телевидении проходил конкурс на звание лучшего исполнителя шансона. Кристина победила в этом проекте и стала выступать как шансонье. Сначала у нее был псевдоним Пожарская, но потом сменила его на Машу Ша. Под этим именем она много гастролировала и выпустила вместе с Михаилом Шелегом несколько дисков. Тематика этих песен отличалась уж очень «жестким» юмором и сексуальной направленностью.
И только встреча с Вячеславом Клименковым стала поворотной в ее творчестве. Она взяла псевдоним Катя Огонек и стала исполнять песни в своем любимом жанре шансон. Это имя подходило к ее натуре и характеру. Теперь артистка исполняла, так называемые, каторжанские и тюремные песни. Но встречались песни и о простых человеческих чувствах – любви и верности, встречах и разлуках, одиночестве. Они вместе с Вячеславом записали два альбома. Настоящими шлягерами стали песни из этих альбомов «Черное, черное море» и «Вор».
В эфире «Радио России» в передаче « Калина красная», которая до сих пор идет на радио, фоном звучит музыка из их песни «Хакинск».
Соболезнования
«В больницу Катя попала после приступа — она с детства страдала эпилепсией. Я всегда думал, что от этого не умирают. Пять дней она провела в клинике, три из них — в реанимации. Вроде бы начала поправляться…» Владимир Черняков, продюсер
«Это очень печальное событие, тем более что Катя была еще столь молода. В любом возрасте смерть — страшное событие, но в 30 лет особенно. Мы общались мало, но были знакомы, пересекались на выступлениях. Она казалась мне очень светлым человеком. Печально, что все так произошло, ведь у нее огромное количество поклонников, людей, которые жили ее песнями. Очень жаль, что это случилось». Михаил Шуфутинский, шансонье
«Я до сих пор не могу прийти в себя. Мне ее очень теперь не хватает. Говорят, незаменимых нет. Есть. Катю мне никто никогда не заменит. Она была очень хорошим человеком. Порядочным». Александр Дюмин, шансонье
Певица Катя Огонек в начале 2000-х годов слыла одной из самых известных исполнительниц шансона на отечественной эстраде. К сожалению, Катя покинула этот мир слишком рано. Она умерла на 31-ом году жизни в 2007 году. В многочисленных некрологах, посвященных певице, фигурировали самые разнообразные причины, объяснявшие ее столь внезапную кончину.
Катя Огонек ― дискография
В 1999 году вышел в свет диск, в котором все песни исполняла Катя Огонек. В него вошли уже известные ее песни из двух альбомов «Белая тайга», но в новых аранжировках. Следующий диск исполнительницы «Звонок из зоны» состоял из новых песен. Затем вышел альбом тоже премьерных песен под названием «Через года». Одна из них – «Жиган» особенно полюбилась слушателям. По словам самой Кати, герой этой песни стал ее любимым героем. Настоящими хитами стали ее песни «Северная ночь», «Катя» и «Я ревную».
Начиная с 2000 года, творчество Кати Огонек связано с продюсером Владимиром Черняковым. Вместе они выпустили10 альбомов, которые до сих пор пользуются популярностью. Последний ее прижизненный альбом назывался «С днем рождения, кореш». А диск с говорящим названием «В сердце моем» был представлен публике уже после ее ухода.
Актриса активно гастролировала по России и за рубежом. Концерты проходили под бурные овации публики. Ее песни были близки и понятны, а своим искренним и проникновенным исполнением она завоевала доверие слушателей. В ее песнях была настоящая, а не придуманная жизнь. Своим исполнением она привнесла нотки любви и романтики в уже привычное звучание песен в этом стиле.
Катя Огонек в своем творчестве засверкала настоящей звездой. Но выступать ей приходилось только на второстепенных площадках. Единственной ее радостью была сцена и дочь.
Линия жизни
17 мая 1977 г.
Дата рождения Кати Огонек (Кристины Евгеньевны Пенхасовой).
1993 г.
Переезд в Москву и начало творческой карьеры.
1995 г.
Победа в конкурсе исполнителей от студии «Союз Продакшн».
1998 г.
Выход первого альбома «Миша+Маша=Ша!!!»
2000 г.
Начало сотрудничества с продюсером Владимиром Черняковым.
2001 г.
Рождение дочери Валерии.
2004 г.
Выход одного из самых известных альбомов «Татуировочка».
24 октября 2007 г.
Дата смерти Кати Огонек.
27 октября 2007 г.
Дата похорон Кати Огонек.
Легенда
В некоторых интервью певица рассказывала о своей судимости, что из-за дорожного происшествия отсидела срок в 2,5 года. На зоне она принимала участие в тюремной самодеятельности и исполняла популярные эстрадные песни, ее выступления пользовались большой популярностью.
Кассеты с записями своих песен она передала отцу, а тот показал продюсерам с московского телевидения. Ее исполнением заинтересовались профессиональные музыканты, приехали к ней и за две недели записали альбом «Белая тайга».
Но это была лишь легенда, придуманная для создания имиджа Кати Огонек, повышения ее популярности в среде слушателей блатных песен. Позже певица перестала об этом упоминать, и вопрос исчез сам собой. Только после ее смерти продюсер Черняков раскрыл правду об этой легенде.
Похороны и установка памятника
Катю Огонек похоронили на Николо-Архангельском кладбище 27 октября. Попрощаться с певицей пришли Ксения Стриж, Гарик Кричевский, Леонид Телешев, Сергей Наговицын и множество поклонников творчества знаменитости. Гроб вынесли из зала под аплодисменты.
Финансовое положение семьи покойной было таким удручающим, что памятник смогли поставить лишь спустя три года после гибели звезды. Отец певицы поделился с прессой, что он надеялся заработать денег в собственном ресторане. Когда из-за кризиса заведение прогорело, он организовал памятный концерт в Красногорске. На собранные средства и был куплен памятник, а оставшаяся часть гонорара была положена на счет дочери Кати, оставшейся на попечении бабушки и дедушки.
Катя Огонек причина смерти
В 2007 году 24 октября Кати Огонек не стало. Ей было всего 30 лет. По одной версии причиной стала сердечная недостаточность и цирроз печени, по другой – приступ эпилепсии, которой она страдала с детства. Только через три года на могиле певицы был установлен памятник. Деньги на памятник удалось собрать после благотворительного концерта, организованного ее отцом в Подмосковном Красногорске.
Смерть Кати вызвала много вопросов. Ее родители во всем обвиняли гражданского мужа своей дочери Левана. На передаче «Пусть говорят», которая вышла в эфир вскоре после смерти певицы, обе стороны обвиняли и оскорбляли друг друга. По словам родителей, он сам злоупотреблял спиртным и Катю не сдерживал от постоянных застолий, куда ее регулярно приглашали.
Финансовыми вопросами Кати Огонек тоже занимался ее муж, который совершенно не разбирался в делах шоу-бизнеса. Она была востребованная певица, но получала гораздо меньше, чем полагалось, ее обманывали. А заработанные ею гонорары странным образом исчезали.
Катя Огонек была удивительным человеком, добрым и талантливым. Не имея особых вокальных данных, она пела душой. Публика сразу почувствовала в ней личность с твердым характером и полюбила. Давайте вспомним Огонек и ее самый популярный хит сейчас.
Дата смерти
Королева русского шансона умерла 24 октября 2007 года в одной из московских больниц. В клинику певица была доставлена за пять дней до смерти, три из которых находилась в крайне тяжелом состоянии. По словам мужа, Огонек почувствовала себя плохо после приезда с очередных гастролей, поэтому он настоял на госпитализации. Незадолго до гибели певица пришла в себя и даже смогла поговорить с близкими. Врачи давали только оптимистичные прогнозы, поэтому гибель женщины стала настоящим ударом для ее семьи.
Катя Огонёк: «Обидно сидеть в клетке с бомжами»
В русском шансоне немало исполнителей, претендующих на звание короля жанра. А вот королева шансона, бесспорно, одна — Катя Огонек. Такой всенародной любовью, как эта молодая исполнительница, могут похвастаться немногие поп-звезды. Впрочем, и легенд вокруг ее имени тоже предостаточно, а самая расхожая — о лагерном прошлом Кати, о том, как девочка с Черноморского побережья угодила в зону и именно там состоялась как творческая личность. Помните, в одной из ее песен (из самого первого альбома, «Белая тайга») так и поется: «Черное-черное море с белой сроднилось тайгой…». Известно давно, что говорить на «лагерную» тему с Катей опасно — может отреагировать очень резко. Но, с другой стороны, куда от этой темы деться, если на каждом концерте половина записок приходит с теми же самыми вопросами…
— Есть ли в вашей жизни, Катя, хоть что-нибудь, не являющееся легендой? — поинтересовался я, когда мы встретились в гримерке Ледового дворца.
— Я думаю, что у любого артиста полжизни — легенда. Не потому что хочется обмануть людей. Я к людям очень по-доброму отношусь, но просто должна же быть у артиста какая-то своя история — ведь когда артист выходит на сцену, он другой, не такой, как в жизни. А сколько в моей истории правды и неправды — не хочу даже об этом рассуждать, потому что не я все это придумала. Даже свой псевдоним. Что касается вопроса «сидела, не сидела» — все в жизни было, свои проблемы, неурядицы, но… постольку-поскольку, скажем так.
— А как возникло ваше сценическое имя, можно узнать?
— Мой псевдоним почти ничем не отличается от моей настоящей фамилии, там изменено всего три или четыре буквы. Вообще, фамилий у меня много было — от первого мужа, от второго, от третьего… от папы, от мамы. Я столько паспортов уже поменяла, представить себе не можете. Настоящая моя фамилия — приблизительно Огонек, но не Огонек. Один человек добился, чтоб короче было и звучало лучше.
— Что за человек?
— Слава Клименков. Один из авторов моих песен, с которым я записала свой самый первый альбом, «Белая тайга».
— Ваш сценический образ и ваша легенда тоже им придуманы?
— Да, но не он один старался… Нужно иметь талант, чтобы артисту придумать имидж, историю. Правда, имиджа я никакого не придерживаюсь, какая есть — такая и выхожу на сцену. Насчет легенд — да, приукрасил, конечно, многое неправда. Но не все.
— Вам, наверное, только беспокойство доставляет эта легенда…
— Честно — да. Иногда даже обижает. Я иной раз спрашиваю: неужели это вас больше интересует, чем мое творчество — сидела я или не сидела? Ну как можно спрашивать у женщины, за что вы сидели, это даже некорректно. У каждого в жизни свои проблемы бывают. Я не старалась это выносить на свет, но получилось, что так сделали люди — за меня.
— Но ведь эти вопросы, Катя, задают каждому исполнителю русского шансона, поскольку сам жанр напрямую связан с лагерной тематикой…
— Наверное… Для кого-то, если Катя Огонек не сидела — это разочарование. Для кого-то, наоборот: сидела, какой ужас! Но я знаю одно: когда я выхожу на сцену, кто бы ни был в зале — меня все слушают, меня любят, и не важно, что было в моей судьбе. Во всяком случае, в Питере я это чувствую очень сильно. Я вообще люблю этот город, он мне как дом родной.
— А Москву?
— Честно сказать, я вообще ненавижу ее суету! В Питере у меня все начиналось. Саша Фрумин на «Русском шансоне» меня здесь раскрутил, во многом мне помог. Я очень благодарна Фрумину, я его просто обожаю!
— А о конфликте между двумя «Русскими шансонами» вам известно?
— Знаю — у них там что-то такое творится, но я в это не вникаю. Мне важно одно: раз они меня все крутят, каждый на своем радио, то и я их всех люблю и всех уважаю, потому что каждый из них делает свою работу. Я не хочу их делить, поэтому я работаю на концертах и с теми, и с другими. Кто-то из них, может, обидится, но я хочу, чтобы они на меня не обижались. И чтоб у них все было нормально. Почему артист должен вникать в их бизнес? Наше дело — приехать и спеть для людей. Я не хочу и не люблю ругаться с кем-либо… Уверена, что рано или поздно они найдут общий язык.
— Говорите — не любите ругаться… А между тем, известно, что вы — девушка с весьма крутым характером. Это правда?
— Характер, если честно, да… Он довольно-таки сложный, тяжелый. Но в то же время я в душе очень добрый человек. На самом деле я с виду только выпендриваюсь. Не сказала бы, что я такая прямо капризная, кому-то ставлю условия… Ничего подобного. Ну бывает, конечно, могу и поскандалить. Ненавижу хамство, не люблю, когда начинают надоедать. Я раз скажу спокойно, два, а потом, если что — могу и ударить.
Тут в разговор вступил продюсер Кати, автор-исполнитель Владимир Черняков:
— Как-то раз вашего, питерского, журналиста она побила!
— Серьезно? Ну-ка, подробнее…
— Он из частной беседы взял слова — и вставил.
— А самое главное, — добавляет Катя
, — опубликовал бытовую фотографию, которая случайно к нему попала. Не каждая женщина хочет, чтобы ее на пляже снимали и потом публиковали. И вдруг — в журнале появляется. Я в такой позе… Ну зачем?..
— И чем же закончился конфликт?
— Хорошей компанией, выпиванием дорогих спиртных напитков… А так всегда получается. Потому что я первая никогда не начну. Только бы меня не трогали — и все будет хорошо. Ну с кем не бывает, все же мы люди…
— Катя занималась разными единоборствами, — замечает Черняков. — Поэтому даже я сам с ней не всегда спорю.
— Единоборствами восточными?
Катя: Нет, обычный женский бокс. Между прочим, он мало чем отличается от мужского — так же тренируют, практически такие же нагрузки.
— И часто приходится применять навыки при разрешении спорных рабочих вопросов?
Черняков: Я ее не бью…
Катя: Не ври! У меня синяки постоянно на ногах. На самом деле, он, конечно, джентльмен. Естественно, не ударит сильно. (Все смеются).
— А кто чаще поводы дает?
Катя: Чаще я, конечно. Но он тоже хорош. А как иначе? Это как на любом производстве, в любом бизнесе, как везде. Когда все гладко — что-то настораживает… Тем не менее, мы дружим и любим друг друга по-своему.
— Давно ли вы вместе работаете?
Черняков: Года три, но я Катю знал еще вот такой вот… Как-то давно я отдыхал в Сочи. Катин папа держал там кафе, торговал шашлыками. Я ему подарил свою кассету. Он и говорит: «О, ты певец. А у меня дочка подрастает, как бы ее в Москву пристроить?» Я говорю: «Ну, подрастет, я уже стану известным артистом — и тогда привози». Известным артистом я не стал, начал работать в студии «Союз». Познакомился с Катей, мы стали делать какой-то проект. Она и говорит: «У моего папы в Москве кафе, поехали к нему, шашлыка поедим». Мы приезжаем в кафе, она знакомит меня со своим отцом — а это, оказывается, тот самый Жора, который мне в Сочи рассказывал про свою дочку. Я обалдел.
— Именно вы делали первый музыкальный проект Кати?
— Первый проект был еще до меня… Ты тогда была Пожарская, по-моему? А еще Катя звалась Кристиной, работала с питерским композитором Морозовым. Потом, когда мы работали с Катей, у нее был другой псевдоним и другие песни, которые я не хочу называть. Затем она стала работать с «Союз Продакшнз», с Клименковым. И — вернулась ко мне, уже став Катей Огонек.
— Катя, сколько же у вас было разных сценических воплощений?
— Ой, труба! Чтобы чего-то добиться, нужно через многое пройти, искать…
— Но у вас еще был период работы с группой «Лесоповал»?
— Да, я очень уважаю и люблю Михаила Исаевича Танича, это суперталантливый человек. Но ребята из «Лесоповала» очень не любят, когда я рассказываю о том, что когда-то с ними работала.
— Почему?
— Ревность…
Черняков: Они считают себя звездами. И не могли пережить, что рядом с ними появилась певица, на которую переключилось все внимание. Такое происходит в любом коллективе. Так же, как сейчас Катя ревнует, если я общаюсь с какой-то певицей, просто остановился: привет-привет…
Катя: Меня просто выжили оттуда. На концерте мне несут цветы: Катя, Катя… Это их обижало! Они меня сразу невзлюбили. Я знала, что «Лесоповал» — легендарная группа. Хотя для меня, честно вам скажу, гением всегда был покойный Сережа Коржуков, такие рождаются раз в сто лет, царство ему небесное. Почему Бог распоряжается, что такие люди рано уходят?.. Я как дурочка приходила на каждую репетицию, выкладывалась. А ребята относились ко мне не как к женщине, а как к мужчине, который у них чего-то там отнимает… Ну, раз поругались, два. А потом я подумала: зачем мне эти скандалы? Они — уже известный коллектив, у них есть своя ниша. А мне еще петь и петь, у меня свое будущее. И я не стала лезть на рожон, а просто сама тихо-спокойно ушла. Танич мне сказал: «Катя, не обращай внимания на ребят. Ты пойми, главный здесь я». Да, главный — он, я не спорю. Но ребята есть ребята. Я сказала: Михал Исаевич, извините меня, ради бога. Зачем я буду напрягать всех?
— А может быть, вам вообще сложно в коллективе работать?
— Я очень люблю, когда рядом есть люди, с которыми можно пообщаться, посидеть и выпить после концерта. Но почему-то меня коллектив не воспринимает — практически любой, хотя я в группах работала мало. Сначала я обвиняла себя, свой характер. Потом поняла, что дело не во мне.
— В чем же?
— В зависти. Даже когда еще я не была Катей Огонек, я уже ощущала вокруг зависть. Все щурили глаза, говорили: ничего, время покажет, кто есть кто… Даже лучшие подруги мне так говорили, которых у меня сейчас нет.
— Почему нет?
— Не знаю. У них что-то не получалось, а сваливали все на меня. «Тебе же везет, а нам нет!..» Очень обидно.
— Вам действительно все время везло?
— Нет. И как раз поэтому обидно. Вы себе не представляете, через что я прошла, чтобы стать Катей Огонек! И ведь я еще не добилась, чего хочу. Я через столько унижений в этой жизни прошла. Мне до сих пор многие звонят домой и так унижают… Пишут, например, такие письма: Катя, вы же в «малине», помогите нам, купите машину или квартиру. Кто бы знал, как я живу…
— А как вы живете?
— Честно? Я живу в двухкомнатной квартире в Москве, которую я снимаю. В этой квартире находятся моя мама, мой папа, четыре собаки, четыре кошки, мой муж, ребенок. У меня ничего своего нет. У меня нет машины, нет квартиры, дачи. У меня даже московской прописки нет, а я уже семь лет в Москве! Хотя муж москвич. Но я сказала: из принципа не хочу!
— Прописка очень важна для вас?
— Милиция постоянно останавливает, проверяет документы. Слава богу, уже не штрафует, но раньше штрафовали. Штраф официально — восемь пятьдесят, так как я россиянка. Ну а в милиции еще берут пятьдесят или сто рублей. Дело не в этом. Просто было обидно сидеть в клетке с бомжами, с проститутками…
— Катя, ну а как бы вы определили ваш идеал мужчины?
— Добрый. Богатый… Мозговитый. И еврей.
— Ваш муж соответствует этим требованиям?
— Муж — полная противоположность… Но я объясню, о каком богатстве я говорю. Вот человек, который не работает, а только смотрит в рот богатому и завидует. Он бедный душой, бедный мозгами. И как правило, бедный и материально…
Тут Катя вынуждена была попрощаться — пришла машина, чтобы прямо с концерта увезти ее в Пулково. С тех пор как у Кати родилась дочка, она старается не задерживаться на гастролях, отпела концерт — и сразу домой. (Кстати, дочке Валерии на тот момент было всего две недели от роду. Причем уже на следующий день после ее появления на свет Катя нелегально отлучилась из роддома, чтобы дать ночной концерт в одном из клубов). Я же напоследок порасспросил Владимира Чернякова о том, что не успела рассказать Катя.
— Владимир, наверное, нелегко быть продюсером Кати Огонек?
— У всех у нас есть недостатки, и у Кати, естественно, тоже. Бывает, мы с ней поругаемся, я на что-то обижусь. Но когда она выходит петь, я прощаю ей все. В маленьких городах, где она дает концерты, навстречу ей выходят женщины, встают на колени и рыдают, как дети. Боже мой, вот она, Катя — ненакрашенная; она, оказывается, не Бог, она человек. Катя всегда такая, как она есть, надо поцеловать — поцелует, надо послать — пошлет. Она не может здесь быть такой, а на сцене другой.
— Попадаются ли Кате поклонники, которые начинают ее домогаться?
— Она очень больно бьет, невзирая на лица и чины. И после первого удара они решают, что она сумасшедшая и с ней не стоит иметь дело.
— А почему все-таки Катя — одна женщина на весь русский шансон?
— Многие считают что шансон — это мужской жанр. И действительно, в шансоне мужиков, наверное, сто, а Катя — одна. В принципе, я думаю, что на этом рынке шесть-семь певиц могут существовать, не мешая друг другу. Но почему их нет? Я в свое время создал группу «Русская изба», где солисткой была Галя Журавлева. Сказал ей: давай петь шансонные песни, они будут покупаться, людям это надо. Она не захотела: это, говорит, не мое.
— Женщины боятся этого жанра?
— Да. Надо найти певицу, которая если не прошла, то хотя бы прочувствовала то, о чем поет. Катя — очень глубокий человек. Она же поет не о блатной жизни, а о любви. Просто она связана с тюрьмой. Он сидит, а она его ждет, либо она сидит, а он на воле. В конце концов, все эти песни — «лав стори». «Милый, любимый, единственный…»
— Поначалу Катю часто сравнивали с Любой Успенской…
— Чего сравнивать — жанр один и тот же. В рок-н-ролле все женщины поют похоже, в джазе… И в шансоне тоже. А следующую шансонную певицу будут сравнивать и с Катей Огонек, и с Успенской — в этом жанре так поют.
— Правда ли, что в шансоне между исполнителями более теплые отношения, нежели среди попсы?
— Я могу любого артиста шансона сюда, в гримерку, пригласить — у нас у всех хорошие отношения. Мужицкие, товарищеские, в отличие от попсы. А попса накладывает отпечаток на поведение. Даже если певец не гомосексуалист, он все равно будет себя так вести, потому что это модно. А в шансоне это невозможно. В этом жанре никто не поет под фонограмму. У Кати в характере есть немало мужского. Поэтому она держится в этом жанре, и для многих она «свой парень». С Михаилом Кругом, с Большеохтинским, с Серафимычем (Николаем Резановым из «Братьев Жемчужных») — они близкие друзья.
— Не попадали ли вы с Катей в типичные для шоу-бизнеса экстремальные ситуации, связанные, например, с невыполнением обязательств?
— Конечно, бывало. Ведь мы, в конце концов, частичка шоу-бизнеса. Хотя нас обмануть труднее, так как мы работаем с известным, уважаемым и сильным человеком. Больше всего у меня обиды осталось на американское посольство. Концерты Кати там дважды объявляли и дважды нам отказали в рабочей визе. Хотя у меня была виза туристическая. Были проданы все билеты на концерты Кати в огромных залах Нью-Йорка, Бостона, Чикаго, Майами, Лос-Анджелеса, Сан-Франциско. Сорвалось восемь концертов, устроители потеряли около 25 тысяч долларов. Все были в шоке. Конечно, это был урон по ее имиджу. Люди ведь начинают сомневаться, а действительно ли существует Катя Огонек? Потому что ее объявляют, а она не приезжает. И, к сожалению, нет никакой возможности доказать этим америкосам, что она певица. Нам сказали: вы не звезды. Я предъявил компакт-диски, плакаты, но они сказали, что это все можно легко подделать, стоит недорого. И отказ был оформлен как «потенциальная эмиграция», хотя Катя здесь суперизвестна и ей эта Америка даром не нужна. Но в принципе, нам было нанесено серьезное оскорбление.
— Как вы думаете, возможно ли такое, что Катя еще появится на сцене под новым именем и в другом музыкальном жанре?
— Когда ей предложили заняться другим делом, а псевдоним Катя Огонек отдать другой певице, то с помощью друга Кати псевдоним был выкуплен у за очень-очень крупную сумму. Уверен, что она не будет больше менять жанр, у нее здесь все получилось.