Мистика смертей
Треть века назад на гастролях в Риге с великим актером произошла трагедия, которой могло и не быть. Почти доиграв до конца последний акт в спектакле «Свадьба Фигаро», он упал без сознания на руки своему партнеру Александру Ширвиндту.
Через два дня, 16 августа, не приходя в себя, Андрей Александрович скончался. Тогда драматические, а частью и мистические подробности ухода из жизни любимого актера газеты обошли молчанием. Что же произошло? Ведь на самом деле Миронов собирался в тот вечер после спектакля попариться вместе с врачом-приятелем и двумя девушками в баньке…
В свое время поиски рижан-очевидцев, видевших 14 августа в латвийском Театре оперы и балета последний спектакль 46-летнего Андрея Миронова — «Свадьба Фигаро», поначалу оставляли ощущение полной безнадеги. Кто-то в это время смотрел совсем другой спектакль московского Театра сатиры (большие гастроли не чета нынешним), который шел параллельно в большом зале Рижского театра русской драмы, артисты которого были в отпусках. Другие видели именно «Женитьбу», но прежде, не в тот роковой вечер.
Кадр из спектакля «Безумный день, или Женитьба Фигаро» /
Расспросы администраторов Оперы тоже ничего не дали. Рижский театр с 1990 по 1995 год находился на реконструкции. После этого в него пришел новый директор с практически новой командой. К тому же москвичи привозили на гастроли в Ригу даже своих монтажников сцены и светотехников. Так что искать какого-нибудь местного закулисного работягу было бесполезно…
Маленький лучик блеснул, когда моя давнишняя приятельница, главврач и директор бывшей Бассейновой поликлиники Наталья Баграмян, рассказала, что ее знакомый, терапевт Леонид Гейхман, 14 августа как раз был в Опере. Когда Миронову стало плохо, обратились в зал с просьбой: если есть врачи, помочь. Потом Леонид рассказывал Наталье, что ему стало страшно, когда он увидел Андрея. Он понял, что это не просто обморок. К сожалению, у самого Леонида подробностей тоже было не узнать. Вскоре после смерти Миронова он сам скончался от инфаркта…
Концы на центральной рижской станции скорой помощи тоже оборвала смерть. Как мне рассказали, доктор Евгений Евдокимчик, выезжавший в тот вечер по вызову в Оперу, через несколько лет эмигрировал в Израиль. Там и умер.
Причина смерти
Так от чего умер Андрей Миронов? Что оборвало жизнь такого талантливого человека? Уже в конце 70-х годов актер начал чувствовать острое недомогание. Во время гастролей театра в Ташкенте в 1978 году у Андрея Александровича произошло кровоизлияние в мозг. Актеру успели оказать медицинскую помощь, и он выжил. С диагнозом менингит Миронову пришлось на время забыть о работе в театре, но, невзирая на предупреждения врачей об опасности заболевания, актер уже через два месяца стоял на сцене.
Зрители с благодарностью оценили поступок любимого артиста, и вся сцена была усыпана цветами, хотя найти их в декабре было очень непросто. Лимфатическая система актера была сильно поражена, в 80-е годы состояние здоровья еще больше ухудшилось. Все тело Миронова было покрыто фурункулами, они приносили ему огромную боль, но он все так же стремился выйти на сцену, так как не представлял своей жизни без театра и кино.
За несколько недель до смерти Андрея Александровича умер его близкий друг Анатолий Папанов. Причина — остановка сердца. У могилы Миронов как заговоренный повторял, что не хочет больше играть один и хочет, чтобы Папанов забрал его с собой.
До гастролей в Риге актер консультировался у одного из лучших нейрохирургов СССР по поводу ухудшения своего здоровья. Профессор Коновалов выявил у него аневризму в головном мозге, которую срочно нужно было оперировать, иначе актер мог в любой момент умереть. Однако Миронов боялся даже на мгновение остаться без театра, потому принял решение лететь в Ригу вместе с Театром сатиры — и совершил роковой поступок.
Один антракт вместо двух
И вдруг совершенно случайно обнаружилось, что мой давний знакомый, писатель Валерий Петков, был с женой на том самом последнем для Миронова спектакле.
«День был жаркий, вечер душный, и после начала спектакля двери театра раскрыли настежь, — вспоминает Валерий. — Стало немного прохладней. Ширвиндт играл графа Альмавиву. Играли великолепно. Было похоже, что какие-то места — с импровизацией. Это было видно по тому, как работали Миронов и Ширвиндт. Сейчас бы сказали — драйв. Зал был в восторге. Вместо двух перерывов решили сделать один…»
Кадр из спектакля «Безумный день, или Женитьба Фигаро» /
И это тоже, как вы узнаете из дальнейшей реконструкции того дня, приблизило беду. Два антракта вместо одного могли спасти артисту жизнь…
«После перерыва, примерно минут через двадцать, — сцена в саду, неожиданно Андрей стал откидывать волосы со лба, видно было, что вспотел, что-то с ним не так, но играли азартно, зрители не заметили этой странности, — продолжает описывать подробности того вечера рижский писатель. — Вдруг Андрей быстро ушел в левую (из зала) кулису. Возникла пауза. Следом кинулся Ширвиндт. Тишина — пронзительная. Вдруг голос Ширвиндта из кулисы: «Андрею Александровичу плохо!» (глухо и потрясенно). Занавес закрыли. Тишина уплотнилась до жути. Вышла молодая женщина, администратор, извинилась, повторила, что Андрею Александровичу плохо, явственно теперь уже сказала. Сомнения отпали — беда! На этом фоне проявился сперва где-то далеко звук сирены скорой помощи — двери открыты, слышно, как подъехала. Придавила всех к местам».
Потом стихло. Уехала. И надо бы аплодировать за великолепную игру, и неловкость возникла, виноватость какая-то, передает свои ощущения Валерий.
Федеральное агентство новостей / Карен Маркарян
«Стулья хлопают, молча люди выходят, еще не ведая, что спектакль не повторят. И что-то ужасное в этой тяжкой тишине сконцентрировалось. Предощущение несчастья, но надежда еще теплилась где-то глубоко. А вдруг… Билеты, увы не сохранились. На счет врача в зале почему-то не отложилось, волнение было большое. Всё смотрели на сцену, ждали, вот сейчас он [Миронов] примет что-нибудь, лекарство, и продолжится. Так он убедил всех своей игрой…»
Андрей Миронов — биография
Андрей Миронов — знаменитый актер театра и отечественного кинематографа. Он происходил из семьи творческой интеллигенции и пошел по стопам своих родителей.
Мужчина стал легендой и любимцем миллионов еще при жизни, что вполне понятно. Его природное обаяние и умение придавать шарм любому образу способствовало раскрытию картин с новой стороны.
Российскому, а на тот момент советскому зрителю, Андрей Миронов более всего известен по работам в большом кино. Многие фильмы с участием артиста попали в золотой фонд классики, которая актуальна до сих пор.
В числе наиболее известных картин можно назвать ленты «Бриллиантовая рука», «Берегись автомобиля», сюда же относится одна из отечественных экранизаций «Двенадцати стульев». Список можно продолжать и далее.
Помимо того, что Миронов был профессиональным, востребованным артистом, который прославился еще при жизни, он слыл большим любителем женского внимания.
Что интересно, представительницы прекрасной половины человечества отвечали ему тем же. За годы у мужчины было множество романов.
За весь период творчества артист успел сняться почти в полусотне картин. И это не считая телеспектаклей. Также в его послужном списке можно найти немало театральных работ.
Содержание
В тот август в Юрмале неожиданно собрались все родные и близкие Андрея
Если вспомнить, что в тот август в Юрмале неожиданно собрались вместе все родные и близкие Андрея Миронова, то поневоле поверишь в мистику. В санатории «Яункемери» отдыхала мама Андрея Мария Владимировна.
Здесь же остановилась Алла Сурикова, режиссер последней киноленты «Человек с бульвара Капуцинов», в которой в главной роли снялся Андрей. Премьера этой комедии-вестерна состоялась менее чем за два месяца до смерти ее главного героя — «мистера Фёста», «миссионера от кино с манерами истинного джентльмена». На первый показ зрители собрались 23 июня 1987 года в московском кинотеатре «Мир», а за год картину посмотрели 60 миллионов человек!
Кадр из фильма «Человек с бульвара Капуцинов» /
В Юрмале отдыхала с дочкой Машей и первая жена Миронова Екатерина Градова (радистка Кэт из «Семнадцати мгновений весны», которая ушла из жизни в 74 года совсем недавно, 22 февраля). И вторая жена — Лариса Голубкина (9 марта ей исполнился 81 год, известна, в частности, по комедиям «Гусарская баллада», «Трое в лодке, не считая собаки») — тоже с дочкой и тоже с Машей. Находились здесь и друг семьи Мироновых, академик Эдуард Кандель, известный в Союзе нейрохирург, а также многие другие друзья и коллеги. Пожалуй, за исключением лишь сводного брата Андрея Кирилла Ласкари (заслуженный деятель искусств РФ, умер в 2009 году).
…Смерть на сцене. Что может быть возвышеннее, как уверяют некоторые актеры. Но это все игра в слова. Про Андрея Миронова говорят, что он и родился на сцене. Но он родился в одном из московских роддомов 8 марта 1941 года, как считалось долгое время. Такой дорогой и долгожданный подарок именно в Женский день захотела его мама Мария Миронова, народная артистка СССР. Хотя схватки у актрисы действительно начались на сцене, откуда 7 марта 1941 года ее и увезли в роддом, где в тот же день будущий любимец женщин всего Советского Союза и появился на свет.
А 14 августа 1987 года Андрея тоже увезли со сцены. Но умер он спустя неполных двое суток — 16 августа.
Так каким же был его последний день? Мало кто знает, например, что Андрей из санатория «Яункемери» заезжал по дороге в Ригу к Паулсам (у них была тогда дача в Юрмале).
«Журналисты могут, конечно, написать, что Андрей приезжал «прощаться», — заметила в разговоре со мной жена Раймонда Светлана Епифанова, бывшая одесситка. — Но ничего особенного, каких-то предвестников предстоящей трагедии не было. Мы просто поговорили, и он уехал…»
Детство и юность
Прежде чем перейти к основной теме нашей статьи и узнать, от чего умер Андрей Миронов, стоит поговорить о нем как о личности, о его творчестве, достижениях и личной жизни. Он родился в семье актеров. Его отец Александр Менакер и мать Мария Миронова познакомились во время гастролей Театра сатиры, когда оба состояли в супружеских отношениях с другими людьми. После начала романа Александр и Мария сразу же расторгли свои браки и официально оформили создание новой семьи.
Хотя Андрей Миронов (при рождении Менакер) появился на свет 7 марта, родители записали другую дату рождения – 8 марта, так как уже тогда были уверены, что их обаятельный сын станет настоящим подарком для всех женщин, и не прогадали. Андрей родился за пару месяцев до начала Второй мировой войны. Поскольку театр эвакуировали в Ташкент, именно там вместе с родителями Андрей провел свое раннее детство, но в школу пошел уже в Москве. Так как отец знаменитого актера был по национальности евреем, а в СССР начались «чистки», было решено записать сына на фамилию матери. Так Андрей стал Мироновым.
Поскольку родители часто брали сына на театральные репетиции, а отдыхали в Подмосковье в доме отдыха, который был построен для артистов, с детства Андрей Миронов находился среди творческих людей и сам рос очень артистичным молодым человеком. В возрасте 11 лет будущий заслуженный артист РСФСР решил попробовать себя в актерской профессии. Он пришел на пробы на кинокартину «Садко» и был выбран актером для массовки. Андрей должен был играть нищего, но под разорванную рубаху он надел свою футболку, и режиссер прогнал его с площадки за непослушание. После этого случая мальчик твердо принял решение стать артистом и начал участвовать во всех школьных постановках, определившись с будущей профессией.
Кома
А вот что рассказывал мне доктор наук, руководитель латвийской клиники нейрохирургии «Гайльэзерс» Янис Озолиньш, тоже, к сожалению, уже покойный — инфаркт.
«Я приехал в больницу буквально в считаные минуты, как только меня вызвали, — вспоминал признанный в мире специалист. — Миронова привезли к нам в 23:25. Он был без сознания. Произошел так называемый разрыв аневризмы — в сосуде, который снабжает кровью передние части головного мозга и также участвует в полном кровоснабжении головного мозга. Ситуация большого эмоционального подъема, в которой находился известный актер на сцене, обязательно связана с большим кровяным давлением».
Из личного архива Дмитрия Дубинского /
Как разъяснял нейрохирург, аневризмы в основном бывают врожденными. Но и в процессе жизни из-за слабости артерий на их изгибах, если простонародно выражаться, может возникнуть выпячивание стенки сосуда. И в определенных случаях, когда нарастает внутричерепное давление, артерия разрывается…
«При установлении диагноза было сразу ясно, что произошло обширное кровоизлияние между полушариями головного мозга, — отмечал доктор наук. — Мы сразу же провели обследование сосудов, констатировав гигантскую по меркам головного мозга аневризму: в диаметре она была больше 2,5 сантиметра! То есть она очень трудно поддается оперативному лечению. В результате разрыва — потеря сознания, нарушение жизненно важных функций, дыхания и, как следствие, потеря сознания.
В реанимации мне удалось установить, что Миронову в театре кто-то из врачей (мне говорили о некой женщине), оказывая помощь, из самых лучших побуждений заложил в рот нитроглицерин. В такой ситуации, когда произошел разрыв артерии, прием сосудорасширяющего вещества мог усугубить объем кровотечения. При гематоме, например, обычно, когда происходит кровоизлияние, вступают в действие защитные силы организма, которые помогают справиться: падает кровяное давление, уменьшается ритм сердца, спазмируется стенка сосуда…»
Врач вспоминал, что за два дня до этой трагедии видел утром на улице в Юрмале Андрея Миронова в хорошем расположении духа. И тут — такая «встреча»!
«Сразу же обзвонили всех светил, — рассказывал нейрохирург. — Прилетел главный анестезиолог московского Института клинической нейрохирургии имени Бурденко, приехал и академик Кандель. Хотя, когда больные из Риги, бывало, отправлялись за помощью в Москву, им говорили: ну, что вы едете сюда, у вас же есть свой Озолиньш».
Нитроглицерин
Откуда стало известно о нитроглицерине и насколько это лекарство сыграло свою роковую роль?
«Мне сказали об этом врачи со скорой, — рассказывал доктор Озолиньш. — Это стандартная помощь обывателей. Но я не думаю, что, если бы ему не вложили в рот этот нитроглицерин, кровоизлияние было бы меньше. И насколько это усугубило положение, мы можем только предполагать, но говорить об этом со всей определенностью трудно».
Я тогда уточнял: когда человек теряет сознание, может ли тот же нейрохирург, находись рядом, сразу поставить диагноз?
«Все зависит от состояния зрачков, — объяснял Янис Озолиньш. — Единственный нерв, который открывается наружу, — это глазной. Если зрачки имеют разную величину, то уже на 99% можно сказать, что имеется нарушение мозгового кровообращения и нарушение каких-то мозговых функций. Надо еще посмотреть тонус сосудов рук-ног, имеются ли параличи, замедлен или учащен пульс.
Как правило, сердечники не теряют сознание. Обморок в таких случаях всегда имеет предпосылки. Или человек умирает сразу, как бывает даже с 20-летними, скажем, после больших нагрузок на тренировке. На вскрытии у таких людей даже инфаркт не обнаруживается, только лишь побочные признаки ишемии: инфаркт еще не развился, но сердце уже остановилось, потому что большой сосуд закрылся…»
Из личного архива Дмитрия Дубинского /
Неоперабелен
«Было совершенно ясно, что в ситуации перенесенной клинической смерти Миронова оперировать не было смысла, — продолжал рассказывать мне Озолиньш. — Мы продлевали реанимационные мероприятия, то есть поддерживали кровяное давление, дыхание, и в это же самое время обдумывали возможности оперативной помощи. Практически сразу же при поступлении к нам мы совершили вспомогательную операцию. Сделали дренаж желудочковой системы, что дало возможность предохранить ствол мозга от давления и тем самым остановки сердцебиения (во-первых, кровоизлияние механически сдавливает ствол, во-вторых, нарушается отток спинномозговой жидкости). Мы эту жидкость выпустили, и это дало нам возможность вызвать ведущих специалистов, провести консилиум».
Практически состояние являлось столь тяжелым, что оперативное вмешательство было смерти подобно, могло даже ее ускорить. И в дальнейшем просветов не наступало, в который раз отмечал горькие перспективы врач.
«Но эти два дня — с 14 по 16 августа — были практически выиграны из-за того, что мы своевременно удалили эту спинномозговую жидкость. Иначе Миронов умер бы сразу, — подчеркивал специалист. — За это время здесь перебывали почти все родственники Миронова и его друзья, находившиеся в Латвии. Но ничего радикального мы сделать не могли, потому что уже наступили невозвратимые разрушения в мозгу. В сознание он так и не пришел. Миронов находился в так называемой 4-й коме по специальной шкале градаций: с расширенными зрачками, отсутствием рефлексов на роговице и так далее…»
Похороны Андрея Миронова
Смерть великого актера как будто была срежиссирована кем-то свыше. В день, когда у Миронова началось обширное кровоизлияние в мозг, в Риге оказались и его две любимые жены, и приемная и родная дочери. Тело Андрея Миронова (причина смерти уже вам известна) транспортировали в Москву. По словам очевидцев, в каждом городе или в поселке, мимо которого проезжала машина с гробом, на улицу выходили люди и бросали живые цветы. 20 августа 1987 года состоялись похороны Андрея Миронова на Ваганьковском кладбище. Проститься с Мироновым не смогли его коллеги из Театра сатиры, так как им запретили прерывать гастроли. Хоронили Андрея Александровича в костюме Фигаро.
Звоночек уже был, Миронова можно было спасти…
Так была ли аневризма у Миронова врожденной или появилась в последние годы?
«Когда я звонил в Москву, чтобы вызвать корифеев нейрохирургии, мне рассказали, что за девять лет до этого случая у Миронова в одной из республик Средней Азии был приступ внезапной резкой головной боли, — рассказывал Озолиньш. — Это подтверждает почти стопроцентно, что надрыв аневризмы у Андрея был уже девять лет назад. Но тогда предположили менингит. По приезде в Москву никакие обследования проведены не были. Тогда, в 1978 году, впрочем, нейрохирургия не была столь высоко развита. Хотя если аневризму удалось бы диагностировать, то… В общем, операция по ее «исправлению» имеет практически нулевую смертность».
Недаром Лариса Голубкина, вторая жена Миронова, в одном из своих интервью обронила, что, если бы это случилось с Андреем в Америке, сделали бы операцию…
«Сейчас есть новые методы лечения аневризмы, один из которых — эндовазальный (внутрисосудистый. — Прим. ФАН), — пояснил на это доктор наук. — Если у Миронова не было бы этого кровоизлияния и аневризма была бы диагностирована до трагедии, то тогда, в «холодный» период, можно было бы ее эмболизировать (закупорить. — Прим. ФАН). Через бедренный сосуд проводится катетеризация, и вводится или маленький пластмассовый шарик, или пружины, имеющие память, которые потом расширяются, выращивая вокруг себя тромб и прикрывая место возможного разрыва. Между прочим, академик Щербиненко в Советском Союзе был пионером этих сосудистых обследований в мире…»
Так что и в наше время, повторись ситуация 1987 года, когда произошел, по мнению Озолиньша, второй и более масштабный разрыв аневризмы, медицина была бы бессильна.
Мне с фотокорреспондентом Дмитрием Дубинским разрешили только взглянуть лишь на краешек титульного листа истории болезни любимого артиста, прикрыв остальное белым листом. Справа была подчеркнута красным надпись на латыни exitus letalis («летальный исход») с датой и временем смерти — 16 августа, 5:35 утра.
Из личного архива Дмитрия Дубинского /
Роли Андрея Миронова
Больше всего Андрей Миронов, конечно, прославился своими киноролями. Несмотря на активную театральную деятельность, он сыграл более чем в 50 фильмах. Его карьера в кино начинается с фильма режиссера Александра Зархи под названием «Мой младший брат». Андрей Миронов сыграл роль второго плана – Юру, баскетболиста и мечтателя, юношу из поколения оттепели.
Свою первую главную роль Миронов сыграл в бессмертной комедийной мелодраме «Три плюс два», которая пользуется популярностью у зрителей и сегодня. Актеру досталась роль ветеринара Романа, который влюбился в прекрасную артистку цирка Зою. Картина описывает прелести отдыха на Черном море «дикарем». После премьеры кинофильма в Советском Союзе поездка на берег моря с палатками стала самым популярным видом отдыха.
В 1965 году Миронова ожидал еще один подарок судьбы – роль в картине Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля», которая получила множество различных наград. Актер сыграл Диму Семицветова, который зарабатывает нечестным путем, продавая из-под прилавка дефицитную бытовую технику и живет не по средствам.
Другими известными ролями Андрея Миронова стали роль Феликса в «Уроках литературы» и Фридриха Энгельса в киноленте «Год как жизнь». Несмотря на то что в «Бриллиантовой руке» актер сыграл афериста Геннадия Козодоева, образ преступника был настолько обаятельным, что для многих зрителей Андрей Миронов узнаваем и любим именно благодаря этой роли. Песня «Остров Невезения», которую актер спел для съемок фильма, до сих пор является легендарным хитом.
«Невероятные приключения итальянцев в России» стали дебютом Миронова в международном кинематографе. Картина завоевала любовь и зрителей, и кинокритиков, и в большинстве своем именно благодаря неподражаемому таланту Андрея Миронова. К удивлению своих коллег из Италии, актер все трюки выполнял самостоятельно, без дублера, что не могло не вызывать восхищения. Миронов сыграл Андрея Васильева, майора милиции под прикрытием, который помогает итальянцам отыскать клад умершей эмигрантки. После выхода этого фильма Андрей Миронов стал заслуженным артистом РСФСР.
«Соломенная шляпка» — еще одна кинокартина, которая принесла Андрею признание. Роль Леонидаса Фердинанда, повесы и покорителя женских сердец, которому перед свадьбой пришлось искать соломенную шляпку, удалась актеру на отлично. Мюзикл «12 стульев» также вошел в число любимых кинофильмов с участием Андрея Миронова, сыгравшего роль молодого обаятельного авантюриста Остапа Бендера, охотника за бриллиантами, которые одна богатая дама по глупости зашила в стул из своего гарнитура.
Малоизвестный факт, но Андрей Миронов должен был сниматься в фильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!». Режиссер предлагал актеру сыграть Ипполита, но он попросил роль Жени Лукашина. Когда Миронов начал репетировать, стало ясно, что ничего не получится, так как из-за привлекательной внешности актера, его обаяния и природной харизмы он просто не мог сыграть робкого Лукашина, который, по его собственному признанию, никогда особенно не нравился женщинам.
В 1980 году актер получил звание народного артиста РСФСР. В 1981-м вышел фильм «Будьте моим мужем» — красивая романтическая история о том, как молодой женщине, которая приехала на курорт, чтобы поселиться в частном доме, приходится просить первого встречного притвориться ее супругом. Именно его самозабвенно сыграл Андрей Миронов.
Комедийное амплуа немного тяготило актера, и потому он старался искать роли в драматических фильмах. «Мой друг Иван Лапшин» становится в некотором смысле материалом для обучения студентов в театральных вузах. Актер сыграл Ханина, режиссера, который, устав от внутренних переживаний после смерти супруги, пытается застрелиться в ванной, но ему не хватает решимости. Именно сцена в ванной до сих пор считается лучшей драматической сценой, сыгранной Андреем Мироновым.
Последним фильмом актера стал «Человек с бульвара Капуцинов», в котором он сыграл Джонни Феста, миссионера, который принимает решение открыть кинотеатр немого кино в одном из захолустных городков Дикого Запада. Он верит, что людей может перевоспитать доброе и хорошее кино. Этот фильм наглядно демонстрирует влияние кинематографа на культуру людей.
Миронов, как Фигаро, пытался успеть повсюду
Актриса Татьяна Егорова, написавшая скандальную книгу откровений о двух десятках лет, которые она провела рядом с Андреем, вспоминала, что за десять лет до смерти ее любимого она видела сон, в котором Миронов танцует в Большом театре в балете «Спартак», а во втором акте поет оперу. Это, по ее мнению, был знак, что несчастье случится именно в Театре оперы и балета…
Лариса Голубкина потом тоже говорила о том, что Андрей словно предчувствовал непоправимое. Но вот бывший гендиректор санатория «Яункемери» (где любили отдыхать и поправлять здоровье многие советские знаменитости, включая Аллу Пугачеву и Евгения Леонова) Михаил Малкиель, друживший с Мироновым, напрочь отвергает всю эту мистику.
— С Андреем я познакомился через его родителей, — рассказывал мне Михаил Григорьевич. — Александр Менакер и Мария Миронова приезжали в санаторий почти каждое лето на протяжении многих лет. И, если кто-то сегодня претендует на то, что он знает Андрея, это ложь. Андрея знали только его родители.
— А жены и многочисленные поклонницы?
— Это особая страница. Там другое знание. Это великая составляющая его жизни. Андрей никогда не был пошляком и никогда не был бабником. Хотя ему нравилось быть всегда в центре внимания. Я вспоминаю, как мы однажды сидели с ним в юрмальском ресторане «Лидо», ужинали. И в это время вошли Терешкова с Николаевым (первая в мире женщина-космонавт Валентина Терешкова и ее первый муж Андриян Николаев, третий советский космонавт. — Прим. ФАН). И, естественно, внимание зала было приковано к ним. Для Андрея это было непросто. Он стал скрипеть стулом. Я ему сделал замечание, он обиделся, и мы несколько дней даже не разговаривали…
Федеральное агентство новостей / Карен Маркарян
К родителям у Андрея была любовь не показная. Для него отец был все, мама — верх авторитета, он ее даже побаивался. И вот мама очень хотела, чтобы в том августе Андрей был рядом с ней. И он сумел доставить это удовольствие Марии Владимировне (а санаторий «Яункемери» находится в 35 километрах от Риги. — Прим. ФАН), пытаясь одновременно успеть повсюду. За два дня до своего последнего спектакля Андрей переехал жить к маме в санаторий…
(Из книги Михаила Малкиеля «Пером и скальпелем»: «Нужно было видеть, как вошел кошачьим шагом Андрей, опоздавший в гости к нам в Дубулты, где я живу, дабы Мария Владимировна ни словом, ни взглядом не укорила его в опоздании. Потом Андрей на следующее после авторского концерта (12 августа. — Прим. ФАН) утро расспрашивал меня, правда ли плакала сидящая в зале мама, когда он (совершенно потрясающе!) играл Хлестакова. Я видел эти слезы…»)
— Андрей сразу стал называть меня Минькой, — делился со мной в интервью Михаил Малкиель. — Я не знаю, почему он доверительно со мной общался, и я в свою очередь открылся ему полностью, чего в принципе никогда в жизни ни с кем не делал. Мой самый близкий друг погиб на четвертом курсе мединститута, и больше таких друзей, кому можно вывернуть душу наизнанку, у меня не было. Но вот Андрею я вывернул. И что бы сегодня ни говорили те люди, которые с ним общались ежедневно, вместе были на сцене, обнимались, целовались, отдавались, я храню память о наших хоть и редких, но глубоких встречах.
Кадр из фильма «Бриллиантовая рука» /
Да, он мог выпить и водочки, и коньяку, но это не повод сейчас говорить, что вот, мол, Андрей любил «злоупотреблять». Мы встречались в санатории, в ресторане, у меня дома. Я бывал у него в московской квартире, и у Марии Владимировны дома тоже…
Андрей не был карьеристом. Никогда не забуду, как в моем кабинете сидел Валентин Плучек и с озабоченностью рассказывал о гастролях во Франции, где Театр сатиры давал «Свадьбу Фигаро». Андрей настолько тепло был принят французами, что Плучек… расстроился.
Он делился со мной своими страхами, ему казалось, что Андрей наступает ему на пятки, что хочет быть главным режиссером. Я ответил Плучеку, что, зная Андрея, не думаю, что это так. Кроме того, Андрей для этой должности и не подходит хотя бы потому, что беспартийный. Хотя Александр Семенович Менакер уговаривал Андрюшу вступить в ряды КПСС. Но Андрей говорил, что будет контактировать с кем угодно и как угодно, но не с партией. Этому очень радовалась его мама, которая была набожной женщиной. Когда я потом рассказал про опасения Плучека Андрею, то он от души посмеялся.
Личная жизнь
Андрей Александрович был обворожительным мужчиной, всегда модно и аккуратно одет, известен своими изысканными манерами и неподражаемой улыбкой. Женщины интересовались биографией и личной жизнью Андрея Миронова. Поклонницы в прямом смысле боготворили его. Потому личная жизнь Андрея Миронова (биография подтверждает этот факт) была богата романами.
Во время студенчества Миронов встречался с Татьяной Егоровой, актер предложил девушке выйти за него замуж, но свадьба была отменена, так как умер отец актера. Поскольку пассия сына матери не понравилась, воспользовавшись ситуацией, Мария Владимировна сделала все возможное для того, чтобы начинающий артист быстро порвал с невестой все отношения.
Второй избранницей Андрея стала красавица Екатерина Градова, которая была известна широкому кругу советских зрителей благодаря роли радистки Кэт в культовом сериале «Семнадцать мгновений весны». Девушка настолько понравилась Андрею Александровичу, что он сразу же приступил к активным действиям, пытаясь завоевать ее сердце. Поскольку молодая актриса дала понять, что в кратковременных интрижках участвовать не намерена, Миронов, сгорая от страсти и будучи уверенным, что Катя – его настоящая любовь, на втором свидании сделала ей предложение, а в 1971 году они поженились.
Мария Владимировна, мать Андрея Миронова, сначала встретила свою невестку достаточно холодно, но после увидела, что жена сына очень покладистая и с большой любовью относится к ее сыну. И свекровь старалась не влезать в отношения счастливой семейной пары. В 1973 году у молодоженов родилась дочь, которую Миронов назвал в честь своей матери Машей. Как только девочке исполнился год, Екатерина Градова ушла от мужа, так как он изменил ей с одной из актрис Театра сатиры. Миронов оставил квартиру жене и дочери, а сам вернулся к родителям.
После Андрей Александрович имел несколько романов, но это были несерьезные отношения. Встретившись на съемочной площадке с Натальей Фатеевой, актер безоглядно в нее влюбился, но та не приняла его ухаживаний, потому что была старше его и считала, что для молодого артиста она всего лишь очередное увлечение.